×

Несколько моих мыслей об эстетике пугающего

Несколько моих мыслей об эстетике пугающего

Почему некоторым людям так нравится одеваться в каком-нибудь стиле готов, смотреть ужастики, слушать людоедские песни, типа творчества КиШ, и т.д.? В самом крайнем случае это увлечение может дойти до того, например, что красивая девушка после дискотеки последует за понравившимся ей маньяком и он ее прикончит в темном-претемном лесу. И что же в этом всем такого обворожительного?

🕯 Есть такое явление, он, правда, мало изучено психологией. Когда человек, особенно это характерно для чувствительных женщин, не влюбляется, а ВСТРАШАЕТСЯ в свой объект. Какова природа этого явления? Это объясняется неразвитым зрительным вектором в человеке.

Один и тот же вектор (набор характеристик) может принимать совершенно противоположные черты в неразвитом и развитом состоянии. И неразвитый зрительный вектор — это состояние СТРАХ. Видовая роль его носителей — увидеть опасность, скажем, в древние времена это был условно говоря, леопард, и сигнализировать о ней соплеменникам. Вот и выполняют ее до сих пор прекрасные зрительницы (а они обычно прекрасны, и это чаще женщины, чем мужчины.

🕯 Казалось бы, человек, который чего-то боится, должен бежать без оглядки от того, что его пугает. Но наши героини себя ведут по-другому. Они наоборот тянутся к подобным объектам. Обвешивают себя черепами, ходят ночью на кладбище, на постоянной основе потчуют себя хоррорами…

🕯 Парадокс, но таким неординарным образом они хотят снять с себя этот самый свой страх, который у них может существовать с детства в фоновом режиме, с тех пор, как их подвергали абьюзу в детстве. Впрочем, напугать ребенка на всю жизнь могли и другие вещи, например, если он увидел, как родители занимались *кексом, если ему на ночь читали сказки, где кто-то кого-то пожирает (а к ним относится даже супер-популярный Колобок)…

🕯 Таки как же можно снять страх, по этой логике? Конечно, по-настоящему страх так не снимется. Это просто небольшой отвлекающий маневр. Вроде как если я сама иду в страх, контролирую его, то будет не так страшно. Но к сожалению, это все еще залипание в эмоции страха.

🕯 Настоящая проработка этого страха будет тогда, когда зрительник перейдет из одного полюса своего вектора, страха, — на другой полюс, любовь сострадание, добро, благотворительность. Когда личные волнения уже менее важны, чем печали другого человека.

🕯 Теперь, возвращаясь к вопросу об эстетике. Освободившись от страхов, зрительник понимает, что во всяких пугающих штуковинах нет и никогда не было никакой красоты и привлекательности. Настоящая красота — это красота человеческих отношений, духовных высот.

🕯 Ну а если говорить об эстетических вкусах в искусстве, то скажу банальность. Вкус надо развивать, этим специально заниматься. Вот прямо садиться и учиться «смотреть» наилучшие, классические, общепризнанные его образцы. Пытаться понять, что прекрасного в творениях Левитана, Пикассо, Бродского, Таривердиева… Этот список творцов огромен.

После того, как вы добьетесь успеха в подобных практиках, вы станете с недоумением вспоминать, как вам вообще могли нравится какие-то там ужастики. С их штампованными сюжетами, картонными персонажами, полным отсутствием психологической глубины, торжеством низменного и демонического в человеке и пр. Впрочем, вам перестанут «заходить» и другие произведения масс-маркета.

🕯 Пост Скриптум. Некий налет мрачности и мистичности может быть вполне допустим, на мой взгляд, в искусстве. И здесь очень тонкая грань, когда «тьма» подпущена вместе с глубиной, например, как у Достоевского. Или это просто выползок из нижнего астрала, грязь, мракобесие и ничего более.

Те, кто без причины вгоняют зрителя в состояние страх — могут усилить его зрительные фрустрации. И этот пункт может, как камень, повиснуть на совести автора в виде тягостной кармы.

Читайте на моем канале подборку статей «Психологические заметки»

Психологические заметки | Елена Лес. Магия | Дзен

Иногда свои мысли о некоторых произведениях искусства я выкладываю здесь:

Разное | Елена Лес. Магия | Дзен

Отправить комментарий